среда, 29 октября 2008 г.

О корейской корпорации Daewoo



О корейской корпорации Daewoo и ее модель Nexia в России знают, наверно, все. О том, что Nexia выпускают в Узбекистане, - за рубежом, - знают почти все. А о том, что Nexia собирают еще и в Ростовых, - в России - не знает почти никто.
Мы решили возобновить справедливость и взяли на тест три автомобиля Daewoo Nexia - корейского, узбекского и ростовского производства. И прибавили к ним прародителя - Opel Kadett.
Как все начиналось
Предок Daewoo Nexia - Opel Kadett в свое время был признан одной из самых популярных европейских машин. Обычно модели Opel держатся в производстве достаточно долго, например, Omega выпускается из 1986 г., а Vectra из 1988 г. - до этого дня и только с незначительными изменениями.
Kadett традицию нарушил. Сконструирован он был в 1984-1985 годах, и время его выпуска пришлось на период кардинального изменения взглядов на эстетику автомобильных кузовов и развития новых направлений в дизайне. К тому же он относится к Golf-класу, где тон задает VW, что выпустил GOLF-III, что “подрос”, потому в 1992 г., продержавшись на конвейєрі всего 5 лет, Kadett был заменен более современным Opel Astra. Но только на европейских заводах.
Компания Adam Opel AG, как известно, принадлежит корпорации General Motors. Ей же принадлежала и половина акций Daewoo. Наладив производство Kadett в Европе, GM начала его выпуск и в Южной Корее. В 1991 г. Daewoo нашла независимость от заокеанского партнера, но не стала отказываться от все еще полностью современной и конкурентноспособной машины. Благодаря немецкому происхождению, хорошей эргономике и незаурядным эксплуатационным характеристикам Kadett, собранный в Корее под маркой Daewoo Le Man, полностью успешно продавался и внутри страны, и экспортировался в Европу и Америку.
Позже автомобиль переименовали в Daewoo Racer, с ним корейцам прибегли занять нишу европейского рынка, которую освободил Kadett. В 1994 году провели рестайлінг и снова изменили имя, в этот раз на Nexia. В том же году автомобиль начали поставлять в Россию.
Здесь в Nexia достаточно быстро появилась репутация надежной, непритязательной и достаточно комфортабельной машины, потребительские качества которой полностью отвечали условиям эксплуатации в СНГ. В канун прекращения выпуска этой модели в Корее (остановленный в 1997 г.) хозяева проявили заинтересованность в сотрудничестве и согласились перенести производство сначала к Узбекистану, а затем и в Россию.
Заграница нам поможет
После распада сверхгосударства и получения независимости большинством прежних “союзных” республик почти все среднеазиатские государства были вынуждены в срочном порядке создавать собственную промышленность и машиностроение. Правительство Узбекистана в тот период выдвинуло три приоритетных направления: добыча и переработка нефти, добыча золота и создания национальной автомобильной промышленности. Интересы страны и Daewoo пересеклись. Для сооружения автозавода было создано совместное предприятие, в которое стороны вложили по 50% капиталу.
Завод строился в расчете на то, что автомобили на нем будут делать с использованием не больше 50% импортных деталей. Конечно, не сразу, а по мере создания смежных производств, - агрегатного, лакокрасочного, радиаторного и так далее Проворное запланировано не было, но теперь есть предпосылки для его создания, и, возможно, со временем от импорта откажутся совсем.
Первый автомобиль сошел с конвейєра 19 июля в 1996 г. Тогда он на 30% состоял из деталей местного производства. В настоящий момент, год спустя, частица тех, что узбекских комплектуют составляет 40% и растет с каждым днем. Выпускают три модели - Tico, Nexia и Damas. Проектная мощность завода - 200.000 машин в год, на первый год запланированный выпустить не больше 100.000, что руководство объясняет политикой поэтапного освоения рынка и нежеланием держать непроданные автомобили на площадках-накопителях.
В советских собственная гордость
Совсем по другому пути пошли бизнесмены из финансово промышленной группы “Донинвест”. Без шума и ажиотажа, без государственных инвестиций, по- капиталистически скромно на базе ростовского завода “Красный Аксай” родилось небольшое автосборочное предприятие стапельного типа. Не стали изобретать велосипед, разрабатывая собственных “мутантов”, не гнались за престижем владения собственной маркой, просто разослали по всему свету предложения о сотрудничестве.
Сначала никто не отреагировал, не верили лидеры мирового автомобилестроения в серьезность намерений небольшой ростовской фирмы. Наконец через третьи руки прибегли купить триста комплектов разных американских машин. История умалчивает о первичном назначении этих комплектов, но, вероятнее всего, это были kit-car - вот такой набор деталей “сделай сам”. Сами и сделали. И успешно продали. Таким образом “Красный Аксай” приобрел статус автозавода, и к нему стали присматриваться некоторые “большие” фирмы.
Наибольшую оперативность проявили, конечно же, корейцы, та же корпорация Daewoo. Деньгами помогать не стали, и ростовчане и не настаивали, но предложили поставлять машинокомплекти моделей Nexia и Espero. Что такое машинокомплект, читатели нашего журнала знают из репортажа о корпорации “Елаз-gm” (”Мотор” °6 (14).
В 1996 г. на смену стапельному сборнику пришел конвейєр. Объем производства вырос с 12 до 100 машин в сутки. Для уценки закупочной увеличили количество собственных монтажных операций. Годом раньше “Аксая” приходилась сборник автомобиля всего из девяти крупных агрегатов, теперь из Кореи и Румынии прибывает машинокомплект, раздробленный на двадцать узлов. Но салон как и раньше приходит полностью собранным.
Что отечественные комплектуют в ростовских машинах не используют. Намерения такие есть, но первая же попытка закончилась неудачно - хотели ставить литые колесные диски местного производства, провели все испытания, корейцы дали добро, но убедить изготовителя улучшить внешний вид изделий не прибегли. Может, и к лучшему.
В 1996 году собрали около 5 тыс. автомобилей. Все проданы. По-видимому, поверив в жизнеспособность завода, корейцы в этом году открыли там свое представительство. Помогают советами в области маркетинга и рекламы, но капитал предприятия как и раньше полностью российский. Это хорошо, и не только с точки зрения квасного патриотизма - есть полная свобода маневра.
В настоящий момент “Красный Аксай” крепко стоит на ногах и активно расширяется - на базе таганрогського комбайнового завода строится крупное автомобильное предприятие.
Планируется, что заработает оно до конца 1998 года, и мощность конвейєра сложит 120.000 машин в год.
Кроме Nexia в Ростовых собирают и модель классом выше - Espero. Есть намерения наладить сборник совсем новых моделей Daewoo - Lanos, Nubira и Leganza, которые только только показали в Европе.
Найдите десять отличий
Следовательно, Daewoo Nexia. Один и тот же автомобиль, но собранный разним руками и по разной технологии. Значит, какие-то отличия могут быть. Вот мы и решили сравнить машины “Сделано в Корее, Узбекистане, Ростовые.”.
Получить на тест узбекскую и ростовскую Nexia труда не составило. Некоторые сложности были с машиной корейского производства - выпуск-то прекращенный. Но тоже нашли. Включить в тест прародителя - Opel Kadett - казалось нам настолько естественным, что мы сделали это не задумываясь. И только потом поняли, что сравнивать будет сложно. Все Nexia новые, практически без пробега, а Kadett - в возрасте. Но все же решили его оставить - как какую-то точку отсчета.
И вот перед нами четыре автомобиля. Kadett, конечно, мы узнали сразу, а где какая Nexia - решили заранее не выяснять. Внешне автомобили Daewoo отличаются от Opel не очень сильно. Благодаря более массивным бамперам Nexia выглядит большим и ниже, чем Kadett. Совсем незначительные переработки капота и гратов радиатора предоставили автомобилю более современному виду с некоторым восточным акцентом. А вот грузовое отверстие багажника у немецкой машины намного более удобно.
Корейцы увлеклись модными скошенными задними фонарями, значительно сузив “клюв” крышки, почему в огромный багажный отсек стало невозможно поместить крупногабаритный предмет, а далеко выдающийся назад бампер не позволяет впритык подойти к машине, размещая кладь или доставая запасное колесо. В Kadett с вертикальной линией разъема между крыльями и задней панелью ширина отверстия лишь незначительна меньше ширины кузова.
Но пора и за руль. Начали из Kadett. Автомобиль 1988 года выпуска приехал с Германии через две недели до теста. На спидометре 40.000 км., скорее всего это второй круг. Учитывая возраст машины, обкатку начали в щадящем режиме. Но быстро убедились, что двигатель и подвеска в отличном состоянии, и автомобиль полностью способен выдержать повышенные нагрузки.
Машина замечательно управляется, владеет полностью приличной динамикой и стойкостью в поворотах. Карбюраторный двигатель отрегулирован настолько четко, что при любой интенсивности нажатия на педаль газа машина разгоняется без провалов, уверенно и стабильно. Двигатель очень эластичен, можно двигаться в диапазоне 20-80 км/ч на второй или третьей передаче на выбор, в первом случае, не раскручивая мотор к максимуму, а во втором - не утихнув при минимуме.
Робота КПП - без сетований, передачи, включаются абсолютно точно.
За Kadett наступила очередь первого из автомобилей Daewoo. Какого? В тот момент это было неизвестно. Салон, конечно, побогаче. Более мягкие обводы передней панели, приборы больше и читаются лучше, дело и слева от них находятся удобные клавиши включения противотуманных фар, аварийной сигнализации и отопления заднего стекла. Асимметричная центральная консоль тоже “зализана” в соответствии с современной модой, но конструктивно от панели Kadett не отличается. В другом внутренний наряд автомобилей практически идентично, только у Nexia есть регуляция жесткости передних сидений. И, конечно, электрические стеклопод’емникі и кондиционер.
Впрочем, на Opel их установка тоже возможна, просто у нас на тесте была простая комплектация.
На ходу Kadett и Nexia показались одинаковыми, те же динамические свойства, та же маневренность. Объем двигателя в Nexia “на стакан” больше, есть впрыскивание топлива, но степень сжатия заметно более низкое, и кони под капотом не добавились. Кстати, на всех “корейцах” установлен гидроусилітель руля, но разница в управлении между ними и “немцем” не чувствуется. Только подвеска в Nexia оказалась немного мягче, но не следует забывать, что Opel был подержанным.
Мы пересаживались из одной Nexia в другую, время от времени возвращаясь в Kadett - все-таки точка отсчета. И что? Но ничего. Разницу в ходовых качествах всех четыре автомобиля мы не обнаружили. Лишь на одной машине педаль сцепления показалась мягче, чем на других. Потом выяснили, что это была Nexia из Узбекистана, у нее повод сцепления гидравлический, а на других машинах - тросовый.
Единственное отличие между Daewoo Nexia разных производителей, которое мы нашли, - это цвет бамперов. На узбекских машинах они неокрашены, а у корейской и ростовской отвечают цвету кузова.
Мы не стали отдирать обивку, царапать краску, искать места, которые не красят, на внутренних панелях, сравнивать качество сварных швов и затаскивания гаек.
Во-первых, никто нам бы этого не позволил, во-вторых, если там что-то не так, это самое окажется через 5-10 тысяч километров. А это уже совсем другой тест, к которому мы, возможно, вернемся.
А пока осталось только поздравить появление на российском рынке одной модели от двух разных производителей и надеяться, что здоровая конкуренция между ними не позволит опустить планку качества, почему выигрывает потребитель.

Комментариев нет: